Бетон

Что такое дорожные бетонные плиты?

бетонные дорожные плиты

Мощение дорог актуально для городских, промышленных секторов и частного домовладения. Это могут быть проезжие части, пешеходные дорожки или взлетная полоса аэродрома. В качестве основы или самостоятельного покрытия часто используются дорожные бетонные плиты.

дорожные бетонные плиты
Рисунок 1. Дорожные бетонные плиты

Преимущества и недостатки плитного дорожного покрытия

Бетонные конструкции, армированные железным каркасом, отмечаются высокими прочностными характеристиками и устойчивостью к механическим нагрузкам значительного веса. Эти показатели объясняют широкое применение материала в строительстве дорожных покрытий для временной или постоянной эксплуатации. Также к причинам подобного применения относятся следующие положительные свойства ЖБ плит:

  1. Технология монтажа характеризуется простотой, высокой скоростью и практичностью результата. Это касается как используемого оборудования с техникой, так и каждого этапа работ.
  2. Сравнительно с устройством асфальтированного дорожного покрытия смета на строительные работы с применением бетонных конструкций имеет меньшую итоговую сумму в денежном эквиваленте.
  3. ЖБ плиты в качестве строительного материала допускаются для вторичного использования после временной эксплуатации. При этом стоимость материала будет снижена на 40-50 %.

Однако, недостатки у армированной конструкции также имеются. В частности, дорожное покрытие невозможно смонтировать как монолитную плоскость. Исправить это можно путем заполнения пустот растворами, аналогичными по техническим характеристикам с основой. Также можно дополнительно укрыть бетонное полотно асфальтом.

Классификация

разновидности бетонных дорожных плит
Рисунок 2. Разновидности бетонных дорожных плит

Производство дорожные бетонные плиты из армированного бетона регламентируется общегосударственными стандартами. Подобное ограничение не исключает разнообразие готовых изделий. Оно основано на области применения и физических параметрах.

Так, строительный материал подразделяют на 2 основные группы:

  1. 1П. Применяются для устройства покрытия с целью постоянной эксплуатации. Основные требования к подобным изделиям заключаются в наличии монтажных петель, соответствии показателям морозостойкости и водонепроницаемости с маркировками F200 и W4.
  2. 2П. Применяются для строительства временных транспортных путей. Наличие монтажных петель не обязательно, так как допускается перемещение плит посредством цанговых захватов. Технические характеристики морозостойкости и водонепроницаемости имеют более низкие пределы: F150 и W2 соответственно.

Универсальный строительный материал изготавливается с опорой на регламент ГОСТа 21924.0-84. Серия ПДП устойчива к нагрузкам до 6 тонн/колесо или 10-30 тонн/кв. м., выдерживает мороз до -50 градусов по Цельсию. Плиты ПДН характеризуются большим запасом прочности, что обуславливает выдерживание динамической нагрузки. Это актуально для устройства дорог на сложном грунте. Температура воздуха может достигать -55 градусов по Цельсию.

Отдельно рассматриваются аэродромные плиты с гладкой, но рифленой поверхностью в виде ромбов для улучшения сцепления колес с покрытием (ПАГ). Изделия отличаются от дорожных аналогов более высокими прочностными показателями. Производство регламентируется стандартом 25912-2015. Допустимые пределы нагрузки приравниваются к 75 тоннам в условиях мороза в -35 градусов по цельсию.

Классификация по форме плит

трапецевидные дорожные плиты
Рисунок 3. Трапециевидные дорожные плиты

Другая классификация основывается на форме плит и выглядит следующим образом:

  • прямоугольная или классическая (П), с дополнительными бортами для совмещения с каменным бордюром (ПБ, ПББ);
  • трапециевидные (ПТ);
  • шестиугольные (ПШ) с утолщением (ПШД), поперечные (ПШП) или половинчатые (ДПШ, ППШ).

Существуют ЖБ плиты, изготовленные с применением добавок, усиливающих те или иные характеристики:

  • для эксплуатации в условиях температур ниже -40 градусов по Цельсию (ПДС);
  • усиленные относительно прочности и устойчивостью к динамике (ПУ);
  • для железнодорожного настила (ПЖ), усиленный вариант (ПЖУ).

Также выделяются изделия с маркировками МП и МПа. Это монолитные конструкции с цементнобетонным или армобетонным покрытием.

Конструктивные особенности

По своему исполнению дорожные бетонные плиты представлены армирующим металлическим каркасом, который заливается бетоном. В результате изделия имеют плоскую форму толщиной от 14 до 24 см. Для удобства перемещения с боков формируются углубления, в которых размещены захваты в виде петель.

К бетону выдвигаются требования относительно морозостойкости и плотности. Первый показатель соответствует не менее 150 циклам. Второе значение составляет 2,2-2,5 тн/куб. м. Марка используемого раствора должна быть не ниже М350-400.

Арматура может быть напряженной или ненапряженной (А-1, А-3, А-3С). Напряжение заключается в натягивании стальных стержней (АТ-4, АТ-5, А-5) посредством домкратов. После застывания бетона их отпускают. В результате изделия могут выдерживать значительную нагрузку. Это позволяет уменьшить толщину покрытия и величину расходного материала, необходимого для производства плит.

Технология производства в заводских условиях

Для изготовления продукции из бетона со строгими геометрическими формами необходимо сооружение опалубки. На предприятиях альтернативой являются формы. Перед использованием заготовки проходят очистку и обработку внутреннего пространства составом с отсутствием адгезивных свойств к бетону и металлу.

Далее последовательность действий выглядит следующим образом:

  • собирается армирующий каркас или натягиваются стальные стержни;
  • приготавливается смесь из мелкофракционного щебня, песка, цемента, воды и пластификаторов при необходимости;
  • бетонный раствор заливается в емкость и уплотняется посредством вибростола;
  • форма отправляется в прогревочную камеру для обработки будущих плит горячим паром в течение 8-12 часов;
  • после остывания осуществляется распалубка.

Завершающим этапом является проверка ЖБ плит на предмет качества и соответствия продукции государственным стандартам. Перед складированием на изделия наносится маркировка относительно назначения, габаритов и состава. Штабелирование сопровождается прослойкой из деревянного бруса.

Технология устройства дорог общественного значения

Строительство дорожного полотна начинается с подготовки основания. Оно должно быть ровным и прочным. Для возведения временного покрытия достаточно сделать утрамбованную насыпь из песка. При этом установка бордюра не обязательна.

К путям, подлежащим постоянной эксплуатации требования предъявляются более жесткие. Мероприятие по устройству дорог включает в себя снятие верхнего слоя грунта и выкапывание котлована глубиной 25-30 см. Основание подготавливается из нескольких слоев с трамбованием сыпучих компонентов:

  • дренажный из щебня (⅔);
  • барьер для растительности из геотекстиля;
  • подушка из песка (⅓).

Зазоры и углубления для монтажных петель для повышения прочности дорожного покрытия заполняются цементным раствором. Подобное действие также сводит к минимуму движение плит в плоскостном направлении. Для выравнивания поверхности можно организовать сплошное асфальтовое покрытие или бетонную стяжку.

Вдоль краев дорожного полотна обязательно монтируются каменные бордюры. Для стока дождевой воды с плоскости между элементами ограждения формируются технологические проемы шириной в 5-7 см. Сплошные пролеты при этом составляют 8-10 м.

Применение ЖБ-плит в частном секторе

Для строительства проезжей или пешеходной зоны в частном секторе, как правило, применяются дорожные бетонные плиты со вторичного рынка. Главное, чтобы изделия справлялись с рабочей нагрузкой. Достаточно предела в 10 тонн.

Подготовка основания обязательно включает формирование песчаного и геотекстильного настила. Под машины дополнительно трамбуется слой щебеня толщиной 10-15 см. Бордюр поспособствует более длительному сохранению формы дорожного покрытия.

Новые виды дорожных плит

новые виды дорожных плит
Рисунок 4. Современные дорожные плиты

Новизна основывается на изготовлении дорожных бетонных конструкций с нестандартными формами. Некоторые производители предлагают подобную услугу, что актуально для декоративного оформления частного участка или общественных площадок.

Исполнение может быть оригинальным не только по форме и размерам, но и относительно цветового решения. Пигменты в серый бетон добавляются на этапе сухого смешивания компонентов. Поверхность плит может быть гладкой и рифленой. Второй вариант снижает риск подскальзывания во время дождя.

Принципы разметки пешеходных дорожек

Минимальная ширина пешеходного полотна равна 80 см. В индивидуальном порядке параметр рассчитывается с учетом того, чтобы 2 человека могли свободно разойтись при встрече. Проезжая часть вычисляется исходя из одновременного передвижения машины и пешехода.

Относительно садового участка выдерживается расстояние в 1,5 и более м., чтобы корневая система не могла оказывать воздействия на бетонное покрытие. Также важно соблюдать небольшой уклон для самостоятельного стекания дождевой и талой воды. Направлен поток должен быть в сторону от хозяйственных построек и дома.

Таблица стандартных размеров

На основании ГОСТов и назначения размеры готовой продукции указаны в таблицах. Размеры прямоугольной плиты по стандарту 21924.0-84 (в см.).

Тип Размер
1П18-15-10 175*150*16 1П60-38-30 600*375*14
1П18-15-30 175*150*16 2П18-15-10 175*150*16
1П18-18-10 175*175*16 2П18-15-30 175*150*16
1П18-18-30 175*175*16 2П18-18-10 175*175*16
1П30-15-30 299*149*16 2П18-18-30 175*175*16
1П30-18-10 300*175*17 2П30-15-30 298*148*18
1П30-18-30 300*175*17 +Н170 299*149*17
1П35-28-10 350*275*17 2П30-18-10 300*175*17
1П35-28-30 350*275*17 2П30-18-30 300*175*17
1П60-18-10 600*175*14 2П30-20-30 299*199*16
1П60-18-30 600*170*14 2П35-28-10 350*275*17
1П60-19-10 600*187*14 2П35-28-30 350*275*17
1П60-19-30 600*187*14 2П60-18-10 600*175*14
1П60-30-10 600*300*14 2П60-18-30 600*175*14
1П60-30-30 600*300*14 2П60-30-10 600*175*14
1П60-35-10 600*350*14 2П60-30-30 600*300*14
1П60-35-30 600*350*14 2П60-35-10 600*350*14
1П60-38-10 600*375*14 2П60-35-30 600*350*14

Прямоугольные плиты серии 3.504.1-20 (в см.).

Тип Размер
П 20.20.1.6 200*200*16 П 35.20.1.6 350*200*16
П 20.20.2 200*200*20 П 35.20.2 350*200*20

Размеры трапециевидной плиты по ГОСТу 21924.0-84 (в см.).

Тип Размер
1ПТ 35 350*200*17 2ПТ 35 350*200*17
1ПТ 55 550*200*14 2ПТ 55 550*200*14

Размеры шестиугольной плиты по аналогичному стандарту (в см.).

Тип Размер
1ПШД 12 232*201*18 1ПШП 12 232*201*18
1ПШД 13 248*215*18 1ПШП 13 248*215*18

Дорожные плиты серии 3.503-17 (в см.).

Тип Размер
ПД 1-6 175*150*18 ПД 20.15-17 199*149*21
ПД 1-6-С 175*150*18 ПД 20.15-25 199*149*21
ПД 1-9,5 175*150*18 ПД 20.15-6 199149*17
ПД 1-9,5-С 175*150*18 ПД 3-16 300150*22
ПД 2-6 300*150*18 ПД 3-16-С 300*150*22
ПД 2-6-С 300*150*18 ПД 3-23 300*150*22
ПД 2-9,5 300*150*18 ПД 3-23-С 300*150*22
ПД 2-9,5-С 300*150*18 ПД 30-15-16 300*150*16

Размеры ПДН серии 3.503.1-91 (в см.).

Тип Размер
ПДН 600*200*14 ПДН 2-6 300*200*14
ПДН 2-2 200*200*14 ПДН м 600*200*14
ПДН 2-3 300*200*14

Усиленные плиты серии 3.504.1-20 (в см.).

Тип Размер
ПУ 20.20.16 200*200*16 ПУ 35.20.1.6 350*200*16
ПУ 20.20.2 200*200*20 ПУ 35.20.2 350*200*20

По своим техническим характеристикам бетон превосходит многие строительные материалы. Армированный каркас исключает хрупкость готовых плит, что расширяет область применения до прокладывания дорог для временной и постоянной эксплуатации. Возможность использования изделий после демонтажа позволяет сэкономить средства на оформлении полотен с низкой механической нагрузкой.

Adblock
detector