Мощение дорог актуально для городских, промышленных секторов и частного домовладения. Это могут быть проезжие части, пешеходные дорожки или взлетная полоса аэродрома. В качестве основы или самостоятельного покрытия часто используются дорожные бетонные плиты.
Содержание
- 1 Преимущества и недостатки плитного дорожного покрытия
- 2 Классификация
- 3 Конструктивные особенности
- 4 Технология производства в заводских условиях
- 5 Технология устройства дорог общественного значения
- 6 Применение ЖБ-плит в частном секторе
- 7 Новые виды дорожных плит
- 8 Принципы разметки пешеходных дорожек
- 9 Таблица стандартных размеров
Преимущества и недостатки плитного дорожного покрытия
Бетонные конструкции, армированные железным каркасом, отмечаются высокими прочностными характеристиками и устойчивостью к механическим нагрузкам значительного веса. Эти показатели объясняют широкое применение материала в строительстве дорожных покрытий для временной или постоянной эксплуатации. Также к причинам подобного применения относятся следующие положительные свойства ЖБ плит:
- Технология монтажа характеризуется простотой, высокой скоростью и практичностью результата. Это касается как используемого оборудования с техникой, так и каждого этапа работ.
- Сравнительно с устройством асфальтированного дорожного покрытия смета на строительные работы с применением бетонных конструкций имеет меньшую итоговую сумму в денежном эквиваленте.
- ЖБ плиты в качестве строительного материала допускаются для вторичного использования после временной эксплуатации. При этом стоимость материала будет снижена на 40-50 %.
Однако, недостатки у армированной конструкции также имеются. В частности, дорожное покрытие невозможно смонтировать как монолитную плоскость. Исправить это можно путем заполнения пустот растворами, аналогичными по техническим характеристикам с основой. Также можно дополнительно укрыть бетонное полотно асфальтом.
Классификация
Производство дорожные бетонные плиты из армированного бетона регламентируется общегосударственными стандартами. Подобное ограничение не исключает разнообразие готовых изделий. Оно основано на области применения и физических параметрах.
Так, строительный материал подразделяют на 2 основные группы:
- 1П. Применяются для устройства покрытия с целью постоянной эксплуатации. Основные требования к подобным изделиям заключаются в наличии монтажных петель, соответствии показателям морозостойкости и водонепроницаемости с маркировками F200 и W4.
- 2П. Применяются для строительства временных транспортных путей. Наличие монтажных петель не обязательно, так как допускается перемещение плит посредством цанговых захватов. Технические характеристики морозостойкости и водонепроницаемости имеют более низкие пределы: F150 и W2 соответственно.
Универсальный строительный материал изготавливается с опорой на регламент ГОСТа 21924.0-84. Серия ПДП устойчива к нагрузкам до 6 тонн/колесо или 10-30 тонн/кв. м., выдерживает мороз до -50 градусов по Цельсию. Плиты ПДН характеризуются большим запасом прочности, что обуславливает выдерживание динамической нагрузки. Это актуально для устройства дорог на сложном грунте. Температура воздуха может достигать -55 градусов по Цельсию.
Отдельно рассматриваются аэродромные плиты с гладкой, но рифленой поверхностью в виде ромбов для улучшения сцепления колес с покрытием (ПАГ). Изделия отличаются от дорожных аналогов более высокими прочностными показателями. Производство регламентируется стандартом 25912-2015. Допустимые пределы нагрузки приравниваются к 75 тоннам в условиях мороза в -35 градусов по цельсию.
Классификация по форме плит
Другая классификация основывается на форме плит и выглядит следующим образом:
- прямоугольная или классическая (П), с дополнительными бортами для совмещения с каменным бордюром (ПБ, ПББ);
- трапециевидные (ПТ);
- шестиугольные (ПШ) с утолщением (ПШД), поперечные (ПШП) или половинчатые (ДПШ, ППШ).
Существуют ЖБ плиты, изготовленные с применением добавок, усиливающих те или иные характеристики:
- для эксплуатации в условиях температур ниже -40 градусов по Цельсию (ПДС);
- усиленные относительно прочности и устойчивостью к динамике (ПУ);
- для железнодорожного настила (ПЖ), усиленный вариант (ПЖУ).
Также выделяются изделия с маркировками МП и МПа. Это монолитные конструкции с цементнобетонным или армобетонным покрытием.
Конструктивные особенности
По своему исполнению дорожные бетонные плиты представлены армирующим металлическим каркасом, который заливается бетоном. В результате изделия имеют плоскую форму толщиной от 14 до 24 см. Для удобства перемещения с боков формируются углубления, в которых размещены захваты в виде петель.
К бетону выдвигаются требования относительно морозостойкости и плотности. Первый показатель соответствует не менее 150 циклам. Второе значение составляет 2,2-2,5 тн/куб. м. Марка используемого раствора должна быть не ниже М350-400.
Арматура может быть напряженной или ненапряженной (А-1, А-3, А-3С). Напряжение заключается в натягивании стальных стержней (АТ-4, АТ-5, А-5) посредством домкратов. После застывания бетона их отпускают. В результате изделия могут выдерживать значительную нагрузку. Это позволяет уменьшить толщину покрытия и величину расходного материала, необходимого для производства плит.
Технология производства в заводских условиях
Для изготовления продукции из бетона со строгими геометрическими формами необходимо сооружение опалубки. На предприятиях альтернативой являются формы. Перед использованием заготовки проходят очистку и обработку внутреннего пространства составом с отсутствием адгезивных свойств к бетону и металлу.
Далее последовательность действий выглядит следующим образом:
- собирается армирующий каркас или натягиваются стальные стержни;
- приготавливается смесь из мелкофракционного щебня, песка, цемента, воды и пластификаторов при необходимости;
- бетонный раствор заливается в емкость и уплотняется посредством вибростола;
- форма отправляется в прогревочную камеру для обработки будущих плит горячим паром в течение 8-12 часов;
- после остывания осуществляется распалубка.
Завершающим этапом является проверка ЖБ плит на предмет качества и соответствия продукции государственным стандартам. Перед складированием на изделия наносится маркировка относительно назначения, габаритов и состава. Штабелирование сопровождается прослойкой из деревянного бруса.
Технология устройства дорог общественного значения
Строительство дорожного полотна начинается с подготовки основания. Оно должно быть ровным и прочным. Для возведения временного покрытия достаточно сделать утрамбованную насыпь из песка. При этом установка бордюра не обязательна.
К путям, подлежащим постоянной эксплуатации требования предъявляются более жесткие. Мероприятие по устройству дорог включает в себя снятие верхнего слоя грунта и выкапывание котлована глубиной 25-30 см. Основание подготавливается из нескольких слоев с трамбованием сыпучих компонентов:
- дренажный из щебня (⅔);
- барьер для растительности из геотекстиля;
- подушка из песка (⅓).
Зазоры и углубления для монтажных петель для повышения прочности дорожного покрытия заполняются цементным раствором. Подобное действие также сводит к минимуму движение плит в плоскостном направлении. Для выравнивания поверхности можно организовать сплошное асфальтовое покрытие или бетонную стяжку.
Вдоль краев дорожного полотна обязательно монтируются каменные бордюры. Для стока дождевой воды с плоскости между элементами ограждения формируются технологические проемы шириной в 5-7 см. Сплошные пролеты при этом составляют 8-10 м.
Применение ЖБ-плит в частном секторе
Для строительства проезжей или пешеходной зоны в частном секторе, как правило, применяются дорожные бетонные плиты со вторичного рынка. Главное, чтобы изделия справлялись с рабочей нагрузкой. Достаточно предела в 10 тонн.
Подготовка основания обязательно включает формирование песчаного и геотекстильного настила. Под машины дополнительно трамбуется слой щебеня толщиной 10-15 см. Бордюр поспособствует более длительному сохранению формы дорожного покрытия.
Новые виды дорожных плит
Новизна основывается на изготовлении дорожных бетонных конструкций с нестандартными формами. Некоторые производители предлагают подобную услугу, что актуально для декоративного оформления частного участка или общественных площадок.
Исполнение может быть оригинальным не только по форме и размерам, но и относительно цветового решения. Пигменты в серый бетон добавляются на этапе сухого смешивания компонентов. Поверхность плит может быть гладкой и рифленой. Второй вариант снижает риск подскальзывания во время дождя.
Принципы разметки пешеходных дорожек
Минимальная ширина пешеходного полотна равна 80 см. В индивидуальном порядке параметр рассчитывается с учетом того, чтобы 2 человека могли свободно разойтись при встрече. Проезжая часть вычисляется исходя из одновременного передвижения машины и пешехода.
Относительно садового участка выдерживается расстояние в 1,5 и более м., чтобы корневая система не могла оказывать воздействия на бетонное покрытие. Также важно соблюдать небольшой уклон для самостоятельного стекания дождевой и талой воды. Направлен поток должен быть в сторону от хозяйственных построек и дома.
Таблица стандартных размеров
На основании ГОСТов и назначения размеры готовой продукции указаны в таблицах. Размеры прямоугольной плиты по стандарту 21924.0-84 (в см.).
Тип | Размер | – | – |
1П18-15-10 | 175*150*16 | 1П60-38-30 | 600*375*14 |
1П18-15-30 | 175*150*16 | 2П18-15-10 | 175*150*16 |
1П18-18-10 | 175*175*16 | 2П18-15-30 | 175*150*16 |
1П18-18-30 | 175*175*16 | 2П18-18-10 | 175*175*16 |
1П30-15-30 | 299*149*16 | 2П18-18-30 | 175*175*16 |
1П30-18-10 | 300*175*17 | 2П30-15-30 | 298*148*18 |
1П30-18-30 | 300*175*17 | +Н170 | 299*149*17 |
1П35-28-10 | 350*275*17 | 2П30-18-10 | 300*175*17 |
1П35-28-30 | 350*275*17 | 2П30-18-30 | 300*175*17 |
1П60-18-10 | 600*175*14 | 2П30-20-30 | 299*199*16 |
1П60-18-30 | 600*170*14 | 2П35-28-10 | 350*275*17 |
1П60-19-10 | 600*187*14 | 2П35-28-30 | 350*275*17 |
1П60-19-30 | 600*187*14 | 2П60-18-10 | 600*175*14 |
1П60-30-10 | 600*300*14 | 2П60-18-30 | 600*175*14 |
1П60-30-30 | 600*300*14 | 2П60-30-10 | 600*175*14 |
1П60-35-10 | 600*350*14 | 2П60-30-30 | 600*300*14 |
1П60-35-30 | 600*350*14 | 2П60-35-10 | 600*350*14 |
1П60-38-10 | 600*375*14 | 2П60-35-30 | 600*350*14 |
Прямоугольные плиты серии 3.504.1-20 (в см.).
Тип | Размер | – | – |
П 20.20.1.6 | 200*200*16 | П 35.20.1.6 | 350*200*16 |
П 20.20.2 | 200*200*20 | П 35.20.2 | 350*200*20 |
Размеры трапециевидной плиты по ГОСТу 21924.0-84 (в см.).
Тип | Размер | – | – |
1ПТ 35 | 350*200*17 | 2ПТ 35 | 350*200*17 |
1ПТ 55 | 550*200*14 | 2ПТ 55 | 550*200*14 |
Размеры шестиугольной плиты по аналогичному стандарту (в см.).
Тип | Размер | – | – |
1ПШД 12 | 232*201*18 | 1ПШП 12 | 232*201*18 |
1ПШД 13 | 248*215*18 | 1ПШП 13 | 248*215*18 |
Дорожные плиты серии 3.503-17 (в см.).
Тип | Размер | – | – |
ПД 1-6 | 175*150*18 | ПД 20.15-17 | 199*149*21 |
ПД 1-6-С | 175*150*18 | ПД 20.15-25 | 199*149*21 |
ПД 1-9,5 | 175*150*18 | ПД 20.15-6 | 199149*17 |
ПД 1-9,5-С | 175*150*18 | ПД 3-16 | 300150*22 |
ПД 2-6 | 300*150*18 | ПД 3-16-С | 300*150*22 |
ПД 2-6-С | 300*150*18 | ПД 3-23 | 300*150*22 |
ПД 2-9,5 | 300*150*18 | ПД 3-23-С | 300*150*22 |
ПД 2-9,5-С | 300*150*18 | ПД 30-15-16 | 300*150*16 |
Размеры ПДН серии 3.503.1-91 (в см.).
Тип | Размер | – | – |
ПДН | 600*200*14 | ПДН 2-6 | 300*200*14 |
ПДН 2-2 | 200*200*14 | ПДН м | 600*200*14 |
ПДН 2-3 | 300*200*14 |
Усиленные плиты серии 3.504.1-20 (в см.).
Тип | Размер | – | – |
ПУ 20.20.16 | 200*200*16 | ПУ 35.20.1.6 | 350*200*16 |
ПУ 20.20.2 | 200*200*20 | ПУ 35.20.2 | 350*200*20 |
По своим техническим характеристикам бетон превосходит многие строительные материалы. Армированный каркас исключает хрупкость готовых плит, что расширяет область применения до прокладывания дорог для временной и постоянной эксплуатации. Возможность использования изделий после демонтажа позволяет сэкономить средства на оформлении полотен с низкой механической нагрузкой.